Насколько экологичны электромобили?

Данный вопрос — краеугольный камень споров приверженцев традиционных автомобилей с ДВС и более прогрессивной части общества отдающей предпочтение электромобилям. Дать точный ответ на него, задача не из легких — довольно много упрямых фактов, которые говорят, как пользу одних, так и других. Тем не менее, уже написанные материалы, а также исследования, результаты которых не пролоббированы нефтяными компаниями говорят о том, что электромобили гораздо толерантней к окружающей среде, чем топливные авто.

Кто эффективнее расходует энергию ДВС или электродвигатель?
Главное преткновение в спорах возникает из-за того, что электромобили несмотря на «чистый выхлоп» заряжаются энергией, которую вырабатывают неэкологичные электростанции работающие на ископаемом топливе.

Хороший ответ в пользу электрокаров на это утверждение дает недавнее исследование ЕС, показавшее, что электрический автомобиль, использующий энергию топливной электростанции расходует только две трети энергии бензинового автомобиля проезжающего такое же расстояние.

Требуют 26 Мдж, чтобы получить топливо из земли и доставить его к автомобилю. Сам топливный автомобиль использует 142 Мдж чтобы преодолеть указанное расстояние. Требуют 74 Мдж для выработки и транспортировки электричества к автомобилю. Сам электрокар требует только 38 Мдж для своего передвижения.
Указанные цифры четко показывают, что электрический автомобиль потребляющий электричество выработанное на ископаемым топливом более рационально расходует энергию, чем топливные автомобили. Одним словом, в глобальном масштабе электрокары сжигают гораздо меньше ископаемого топлива хоть и продолжают его потреблять.

Тут же снова можно сделать оговорку на то, что выброс парниковых газов остается, но с распространением электрокаров он снижается в местах их массового использования, оставляя «углеродный след» только в локациях добычи топлива и генерации энергии, то есть за пределами городов. Похвастаться тем же самым, топливные автомобили не могут, так как давно доказано, что в пределах городских агломераций именно они главные виновники загрязнений воздуха и формирования парникового эффекта.

Электромобили — экологичны, а энергия для них..?
Довольно часто в вопросе насколько экологичны электрокары, акцент нужно делать не на самих автомобилях, а энергии которую они потребляют. Дело в том, что в отдельных регионах мира использование электромобилей (заметьте — мы говорим использование, а не производство о котором поговорим далее) может быть абсолютно экологичным, то есть даже без намека на какой-либо парниковый эффект или «углеродный след».

Самый яркий пример Норвегия, где большую часть энергии вырабатывают гидроэлектростанции и возобновляемые источники. В отдельных регионах этой страны вы можете ездить на электромобиле в прямом смысле с нулевым выхлопом. Так что «экологическая чистота» электромобиля зависит от региона использования. О чем это говорит? В странах где выработка энергии основана на ископаемом или ядерном топливе — экологичность электрокара будет одной величины, в государствах с развитой альтернативной энергетикой — совсем другой.

Таблица. Выбросы парниковых газов электрокарами в эквиваленте грамм на км в зависимости от источника энергии:

Вид топлива/Тип авто Нефтепродукты Ископаемое топливо Ядерное Альтернативное
Бензиновые автомобили 125 — — —
Электромобили с увеличенным запасом хода (REEV) 102 73 26 24
Гибриды (HEV) 83 — — —
Плагин-гибриды (PHEV) 82 74 59 59
Чистые электромобили (BEV) 91 57 2 0
Исходя из таблицы видно, что нефть наиболее грязный ресурс, так в чем же проблема — в электрокарах или производстве энергии?

Как насчет экологичности производства электромобилей?
И снова говорят цифры. Да, согласно исследованиям консалтинговой компании Ricardo производство обычного топливного автомобиля будет включать выбросы в эквиваленте 5,6 т CO2, тогда как для среднего электромобиля эта цифра составляет 8,8 т CO2, данные не в пользу электрокаров. Кроме того, почти половина от выбросов электромобиля приходится на производство аккумуляторных батарей, к которым очень много вопросов, таких как использование в производстве кобальта, который добывают в рабских условиях.

На данном этапе развития электромобильной отрасли тут во многом можно согласиться со скептиками. Но, проблема с кобальтом уже решается, а вот если продолжить рассуждать о теме статьи «насколько экологичны электромобили», то даже большие выбросы вредных веществ электромобилями в момент их производства (включая батареи), с лихвой компенсируется меньшими выбросами в процессе дальнейшей эксплуатации. То есть, после своего производства электромобиль в разы менее вреден даже при зарядке энергией от угольной электростанции, чем постоянно заправляющийся бензином/дизелем топливный автомобиль.

Решиться проблема с кобальтом или же измениться технология производства АКБ, этот пункт станет очередным активом «ЗА» в том, что электромобили действительно экологичны. Пока можно сказать, что в этом вопросе паритет.

Что насчет утилизации аккумуляторов?
На данном этапе, аккумуляторные батареи малая угроза экологичности, в связи с тем, что вариаций их использования огромное количество. Подробно, прочитать о том, что будет с миллионами отработанных аккумуляторов электромобилей можно здесь, поэтому особо акцентировать на этом внимание нет смысла.

Слишком много электромобилей это плохо
Откровенная чушь. Разве нынешнее количество топливных авто — это благо? Тем более, что электромобильная отрасль подразумевает скорейший переход к совместному использованию транспортных средств — каршерингу, то есть в крупных городах личный транспорт заменят электрокары, которые можно будет брать напрокат как велосипед или использовать как общественный транспорт, который едет не по маршруту, а куда нужно сидящим в нем пассажирам. С таким подходом электромобили скорее сократят число автомобилей или просто заменят количество уже существующих.